Насколько важна борьба с отмыванием денег и как контроль работает в Кыргызстане? Подробный расклад Нацбанка

Отмывание денег наносит огромный ущерб экономике любой страны, поскольку тормозит ее экономический рост. И отмывание денег, и финансирование терроризма могут ослабить отдельные банки, и оба явления представляют угрозу для репутации всего финансового сектора той или иной страны. Одной из основных задач надзорных и регулирующих органов государств является обеспечение надежности финансовой системы. Используя все имеющиеся инструменты, они следят за тем, чтобы финансовые учреждения не попали под контроль криминальных кругов и не использовались в преступных целях. 

Как риск-ориентированный подход в части финансирования террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов работает в Кыргызстане и насколько он важен рассказала главный инспектор управления банковского надзора Нацбанка Кыргызстана Зулфия Элкеева.

Что такое риск и риск ФТД/ЛПД? 

Риск – это вероятность, угроза потери банком части своих ресурсов, недополучения доходов или произведения дополнительных расходов. Риск присутствует в любой операции, при этом его размер может быть разных масштабов и по-разному компенсироваться. 

Риск финансирования террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов (ФТД/ЛПД) — это риск прямых или косвенных убытков, которому подвержен банк в результате нарушения банком требований законодательства, правил или стандартов в области противодействия ФТД/ЛПД, вследствие вовлечения банка, его клиентов и партнеров в процессы, связанные с отмывание денег и финансированием террористической деятельности. 

Отмывание денег наносит огромный ущерб экономике любой страны, поскольку тормозит ее экономический рост. И отмывание денег, и финансирование терроризма могут ослабить отдельные банки, и оба явления представляют угрозу для репутации всего финансового сектора той или иной страны.

Противодействие отмыванию денег включает в себя борьбу с последующим использованием доходов, полученных в результате совершения преступлений, и создание дополнительных механизмов для выявления этих преступлений, и наказания лиц, которые их совершили. Террористическая деятельность и финансирование терроризма также затрагивают и национальную, и международную экономику. Как и лица, занимающиеся отмыванием денег, террористы получают свои огромные доходы разнообразными незаконными путями: в результате контрабанды товаров, похищения людей, вымогательства, торговли наркотиками и др. Для распределения и использования полученных средств им также необходима финансовая инфраструктура. 

Одной из основных задач надзорных и регулирующих органов является обеспечение надежности финансовой системы. Используя все имеющиеся инструменты, они следят за тем, чтобы финансовые учреждения не попали под контроль криминальных кругов и не использовались в преступных целях

Негативные последствия, связанные с рисками ФТД/ЛПД

Негативные последствия, с которыми могут столкнуться финансовые учреждения, тем или иным образом задействованные в незаконных операциях, в целом подразделяются на: 

  • Репутационные, когда клиенты, обеспечивающие учреждению стабильную депозитную базу и составляющие костяк надежных заемщиков, теряют к нему доверие и переходят на обслуживание в другие банки.
  • Операционные, когда отмывание денег и финансирование терроризма отрицательным образом сказывается на внутренних процессах в финансовом учреждении и его отношениях с другими банками, а также ведет к увеличению операционных расходов и затрат на привлечение средств.
  • Правовые, когда возникает риск судебных разбирательств, вынесения неблагоприятных судебных решений, невозможности предъявить в судебном порядке претензии по некоторым контрактам, наложения штрафов и применения других санкций, включая отзыв лицензии и отстранение от работы руководства финансового учреждения (в некоторых случаях с пожизненным запретом на работу в банковском секторе). 

Что такое риск-ориентированный подход?

Риск-ориентированный подход – применение усиленных мер при наличии высокого уровня риска или упрощенных мер при наличии низкого уровня риска в соответствии с установленными процедурами управления риска (выявление, оценка, мониторинг, контроль, снижение степени риска). 

Финансовые учреждения обязаны:

1) Оценивать, определять, документально фиксировать и постоянно обновлять свои риски с учетом результатов национальной оценки рисков и типичных критериев высоких и низких рисков.

2) В установленном порядке представлять информацию о выявленных рисках Национальному банку и органу финансовой разведки.

3) Разрабатывать и применять усиленную или упрощенную политику, а также меры контроля, процедуры по управлению и снижению рисков. 

Банк при проведении надлежащей проверки клиента применяет усиленные или упрощенные меры надлежащей проверки клиента с использованием риск-ориентированного подхода. 

Банк обязан классифицировать своих клиентов с учетом критериев риска (высокий и низкий). Для определения уровня риска необходимо как минимум принимать во внимание вид деятельности клиента и местонахождение (происхождение) клиента и/или его бизнеса, а также проводимые им операции, оказываемые услуги и назначение платежей клиента. Типичные критерии высоких и низких рисков устанавливаются и публикуются органом финансовой разведки. Банки могут разрабатывать и применять критерии средних рисков. 

На основании всей информации и документов, позволяющих идентифицировать, верифицировать и изучать клиента, банком оценивается уровень риска осуществления клиентом возможного финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов, который отражается в анкете клиента. 

Банк должен уделять особое внимание и осуществлять надлежащий контроль в отношении операций банка, подверженных высокому риску осуществления финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов, и проведения операций, имеющих признаки подозрительных операций.  

Суть риск-ориентированного подхода в любой сфере заключается в снижении рисков: контроль в зонах повышенного риска растет, а в более безопасных зонах — снижается или отсутствует. Это позволяет вовремя принимать необходимые меры там, где это необходимо и в значительной мере экономить ресурсы. С увеличением рисков отмывания денег необходимы более строгие меры контроля. Тем не менее, все категории риска, будь то низкие, средние или высокие, должны быть идентифицированы и снижены с помощью соответствующих инструментов — проверки личности клиента, комплексной проверки клиентов, мониторинга подозрительной активности и отслеживания экономических санкций. 

Следует отметить, что согласно закона КР «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» (закон «О ПФТД/ЛПД») Государственная служба финансовой разведки является уполномоченным государственным органом Кыргызстана в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов. 

Основными задачами органа финансовой разведки являются сбор (получение) и хранение сообщений о подозрительных операциях (сделках) и иной информации об операциях (сделках), проведение оперативного анализа сообщений о подозрительных операциях (сделках), подготовка обобщенного материала или информации по результатам оперативного или стратегического анализа и направление их по собственной инициативе или по запросу в соответствующие государственные органы, применение целевых финансовых санкций и мер по приостановлению операций (сделок) и другие задачи. 

В свою очередь согласно статье 23 закона «О ПФТД/ЛПД» финансовые учреждения (в том числе и коммерческие банки КР) формируют и направляют в орган финансовой разведки сообщения о подозрительных операциях (сделках) в ходе работы со своими клиентами.

Также необходимо отметить, что Национальный банк и Госфинразведка тесно сотрудничают в части выявления нарушений в деятельности коммерческих банков для принятия соответствующих мер.

Рост теневой экономики, легализация денежных средств, полученных преступным путем, а также финансирование терроризма являются основными угрозами и вызовами современного общества. Ключевая задача государства и органов банковского надзора любой страны — сделать все необходимое, чтобы банковская система не могла быть использована для отмывания денег и финансирования терроризма. В сложные времена эти задачи приобретают еще большую важность и значимость.

Ранее

Очень плохая тенденция. В КР участились случаи обмена валюты без лицензии

В Кыргызстане участились случаи обмена иностранной валюты без соответствующей лицензии Нацбанка, а также вне специально оборудованных пунктов. Об этом говорится в сообщении регулятора. Нацбанк напоминает, что обмен валюты без лицензии является незаконным и предупреждает, что за осуществление подобных операций предусмотрена ответственность. Обмен иностранной валюты у лиц, не имеющих лицензию НБ КР, способствует росту теневой экономики, что, в свою очередь, наносит ущерб интересам страны в виде снижения бюджетных поступлений. Более того, проведение обменных операций частными лицами в необорудованных пунктах может привести к негативным последствиям в виде грабежей или мошенничества. По мнению Нацбанка, обменивать валюту лучше в банках, микрофинансовых организаций и в обменных бюро, имеющих лицензию НБ КР. Поскольку это более безопасно из-за предъявляемых к ним требований.

Государственный банк развития с уставным капиталом в 2 млрд сомов создадут до конца года

Государственный банк развития будет создан в самое ближайшее время. Об этом сегодня, 20 июля, на пресс-конференции заявил министр финансов Алмаз Бакетаев. По словам министра, первоначальный капитал составит порядка 2 млрд сомов, в будущем его планируют довести до $100 млн. «Это как раз тот инструмент, который даст возможность реализовывать большие проекты. В ближайшее время уже будет создан совет директоров», — сказал он. К слову, министр экономики Данияр Амангельдиев назвал создание государственного банка развития одним из пунктов плана работы кабмина на второе полугодие этого года. Напомним, что кабмин намеревался преобразовать в новый финансовый институт госбанки «Керемет» или «РСК Банк».

Официальный курс от Нацбанка — рубль поднялся до 1.4 сома

Нацбанк определил официальные курсы иностранных валют к сому, которые будут действовать с 21 июля. Согласно представленным данным, по отношению к сому подскочил только курс рубля, курсы других основных котируемых валют снизились.

  • Курс доллара к сому опустился на 0.11% — до 79.5286 сома.
  • Курс евро к сому снизился на 0.16% – до 81.3578 сома.
  • Курс российского рубля повысился на 2.62% – до 1.4253 сома.
  • Казахстанский тенге упал на 0.24% – до 0.1653 сома.

Министр финансов: У нас нет культуры платить налоги

«Все бьют себя в грудь, что платят налоги. А на деле оказывается, что нет. У нас сегодня одного пенсионера по статистике содержит один работоспособный гражданин, а должно быть три. Это все из-за того, что официально у нас мало кто платит налоги хотя налоговые ставки у нас по сравнению с другими странами очень либеральные», — заявил в интервью Economist.kg министр финансов Алмаз Бакетаев.

«К примеру, налоговая реформа у нас направлена на то, чтобы упростить жизнь бизнесменам и выявить крупных поставщиков. Уже и патенты брать не нужно, поставьте кассовый аппарат — и все. Мы сами выявим крупных поставщиков.

Сейчас получается так: в прошлом году за семь месяцев был завезен 1001 вагон древесины для четырех компаний. Начали пробивать по базе данных — ни одна компания древесину не завозила», — рассказал глава Минфина.

По словам министра, по примерным подсчетам бюджет ежегодно теряет от 30 до 34 млрд сомов налоговых поступлений.

«Если в лучшие времена международные эксперты говорили о том, что от 22% до 43% нашей экономики находится в тени, то сейчас говорят, что 72%. У нас нет культуры уплачивать налоги. Вот в этом вся проблема. Нужно это менять», — сказал он.

После критики Акылбека Жапарова уволили директора «Бишкекгенплана» и уже назначили нового

Директора муниципального предприятия «Проектный институт Бишкекгенплан» Жыргалбека Асаналиева уволили с занимаемой должности после критики главы кабмина Акылбека Жапарова, высказанной им на заседании координационного совета по вопросам коррупции 19 июля. Об этом сообщила пресс-служба мэрии Бишкека.

Вместо Асаналиева на должность директора предприятия назначен Эдил Касмалиев. Соответствующее распоряжение подписал мэр столицы Эмилбек Абдыкадыров.

Известно, что с 2004 по 2010 годы Касмалиев учился в Кыргызском государственном университете строительства, транспорта и архитектуры (КГУСТА), институте архитектуры и дизайна, кафедре градостроительства. С 2010 года работал в МП «Бишкекглавархитектура», занимался разработкой планов, генпланов ландшафтно-архитектурной среды, с 2019 года был архитектором градостроителем и занимался разработкой генплана, проектов застроек.

В 2021 году был исполняющим обязанности начальника градостроительного планировочного отдела по разработке генплана, проектов застроек в ГУ «Бишкекглавархитектура».


Читайте также по теме:

Мэрия создала МП «Бишкекгенплан» для разработки генплана и Проекта детальной планировки

Для строительства «Бишкек-Сити» выделят 150 га в районе села Орок — мэр

Пассажиропоток в аэропортах Кыргызстана вырос в 1.4 раза в первом полугодии

Пассажиропоток в аэропортах Кыргызстана по итогам первого полугодия 2022 года составил 2 млн 221 тысяча человек, что на 42% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом сообщила пресс-служба ОАО «Международный аэропорт «Манас» (оператор всех аэропортов КР).

Наибольший объем пассажиропотока пришелся на международные авиалинии — 1 млн 509 тысяч человек. В два раза меньше составил пассажиропоток на внутренних авиалиниях – 712 тысяч человек.

В разрезе филиалов статистика пассажиропотока выглядит следующим образом:

  • Международный аэропорт «Манас» — 1 млн 184 тысячи человек
  • Ошский филиал ОАО «МАМ» — 1 млн 18 тысяч человек
  • Международный аэропорт «Иссык-Куль» — 18.4 тысячи человек

Акылбек Жапаров: Отдельные чиновники получают по 20-25 тысяч за один грузовик с контрабандой

Глава кабмина Акылбек Жапаров заявил, что некоторые чиновники получают по 20-25 тысяч за один грузовик с контрабандой. Об этом он сказал на заседании координационного совета правоохранительных, фискальных и других госорганов по вопросам противодействия коррупции, сообщает Kaktus.Media.

По словам Жапарова, в Кыргызстане «самая большая проблема — это борьба с контрабандой, которая наносит огромный ущерб государству».

«К нам завозят лес по низким ценам, а таможня не замечает ничего, ссылаясь на Таможенный союз. Ткань тоже завозится контрабандой, но опять же таможенники ничего не видят. Множество товаров завозят к нам как транзит, но товар остается в стране», — возмутился Жапаров.

Он добавил, что готовится указ президента, чтобы записывать номера грузовых автомобилей, провозящих транзитный товар. Если они останутся в КР, то органы будут конфисковывать автомобили.

«Контрабанда наносит огромный ущерб государству. Мы расформировали АКС и Финпол, и теперь нет у контрабандистов «крыши». Теперь прокуратура расследует многие дела, и мы верим, что все будет прозрачно», — добавил Жапаров.


Читайте также по теме:

Акылбек Жапаров считает, что снизить коррупцию помогут цифровизация и повышение зарплат чиновникам

Ряд простаивающих заводов Кыргызстана отдадут российским компаниям

Во втором полугодии власти КР планируют наращивать экспортный потенциал и привлекать частные инвестиций. Акцент будет сделан на сотрудничестве с министерством промышленности России, а также министерствами промышленности Беларуси и Казахстана. Об этом сегодня, на пресс-конференции заявил министр экономики Данияр Амангельдиев.

По словам министра, с Россией будет определена квота для поставки электромобилей. На сегодня она составляет около 5 тысяч авто. «Мы планируем нарастить собственное производство — сборку электромобилей на территории КР», — отметил он.

«Также предполагается создание совместных предприятий по сборке электротоваров и дислокация ряда российских компаний на территории простаивающих предприятий КР. Все это даст нам возможность наращивать экспортный потенциал нашей страны», — уверен Амангельдиев.

Глава Минэконома также отметил, что заключено соглашение с китайской компанией по сборке сельхозоборудования, а также оборудования для обеспечения ирригационных потребностей страны.

Предприниматели смогут брать кредиты под 1.5-2% на строительство малых ГЭС — но с одним условием

Отечественные компании, в том числе и государственные, получат возможность брать кредиты под 1.5-2% в долларах на строительство малых ГЭС в Венгерско-Кыргызском фонде развития (ВКФР). Об этом сегодня, 20 июля, заявил министр экономики Данияр Амангельдиев.

Министр отметил, что недавно в рамках фонда с венгерскими компаниями было подписано соглашение по строительству малых ГЭС. В стратегии развития фонда предполагалось, что в случае участия предприятий с венгерской составляющей, процентная ставка будет составлять от 1.5-2%.

«Годовой темп роста [экономики] должен быть не меньше 5% для того, чтобы мы могли покрывать базовый и наращивать дополнительный выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью. Для этого были созданы холдинговые компании «Наследие великих кочевников», «Кыргызиндустрия» и Фонд поддержки развития туризма в КР», — сказал Амангельдиев.

Кроме того, были созданы предпосылки для увеличения доступа к финансовым  ресурсам, в частности в этом году начал свою деятельность Венгерско-Кыргызский фонд развития. А в Жогорку Кенеше прошел ратификацию документ о создании Узбекско-Кыргызского фонда развития (УКФР) с уставным капиталом в $50 млн.

Повышение зарплат с 1 августа коснется 58 тысяч госслужащих

С 1 августа будет повышена заработная плата для 58 тысяч госслужащих. Об этом сегодня, 20 июля,  на пресс-конференции сообщил министр финансов Алмаз Бакетаев.

По его словам, на повышение зарплат из бюджета будет выделено 7-8 млрд сомов. Кроме того, размер пенсии будет увеличен на 50% с октября.

Министр также добавил, что в первом полугодии 2021 года объем расходов республиканского бюджета составил 94.3 млрд сомов, а в первом полугодии 2022 года объем расходов увеличился на 54 млрд сомов и составил 148.7 млрд сомов.

Напомним, что президент Садыр Жапаров, говоря о повышении зарплат чиновникам, упоминал сумму в 10 млрд сомов.