Общество318132 февраля 2022 11:09Марина МирошникВсе самое интересное вTelegram
В 2021 году юрист, член Коалиции против пыток, эксперт в области международного права Арсен Амбарян проанализировал некоторые приговоры судов Кыргызской Республики по делам о наркотиках за 2019-2020 годы, сообщили в Коалиции против пыток.
«Анализ приговоров свидетельствует о системности многих проблем, связанных с реализацией наркополитики. В первую очередь проблема в том, что человек, оказавшийся в ситуации Болота Темирова, не имеет никаких шансов защититься от произвола милиции, так как никаких эффективных механизмов для этого нет», — отметил Амбарян.По теме:Слежка и шантаж. Как устроена кампания травли журналиста Болота Темирова
По его словам, инцидент с журналистом показал, что в Кыргызстане любому человеку, который идет по улице, работает в офисе или находится у себя дома, могут подбросить наркотики, а потом обвинить в их изготовлении, хранении, сбыте. Наказание по этим статьям — от пяти лет лишения свободы.
«Для меня было удивительно, что, хотя активисты и коллеги Темирова проявили корпоративную солидарность, добиваясь освобождения журналиста, они не поставили под сомнение сам факт обнаружения у него наркотиков. Общество, увы, тоже не обратило внимание на проблему подброса наркотиков», — констатирует Арсен Амбарян.
Он подчеркивает: подбрасывать наркотики — это устоявшаяся практика. Причем сотрудники милиции даже не думают об абсурдности обвинения в некоторых случаях.
«Работают по схеме: обнаружить у человека наркотики и, если нет доказательств их употребления, обвинить в подготовке к сбыту. Силовики КР начали реализовывать практику подбрасывания наркотиков еще в 2006 году. Тогда по этой схеме обвиняли депутата парламента Омурбека Текебаева. Эта практика работает безотказно и сейчас», — отмечает эксперт.
Адвокат констатирует, что анализ приговоров по делам о наркотиках показал, что вердикты по ним принимались несмотря на крайне низкий объем и качество доказательств.По теме:Что не так в «маски-шоу» в деле Болота Темирова и при чем тут президент? Мнение Кулова
«Какие доказательства для осуждения человека нужны в ситуации, аналогичной той, что произошла с Темировым? Протокол личного обыска и заключение экспертизы. И все. Остальные доказательства: показания двух оперативных сотрудников милиции, утверждавших, что «в заднем кармане брюк при личном обыске задержанного нашли запрещенное вещество со специфическим запахом», – второстепенные. И в зависимости от массы и вида вещества человек может быть осужден на срок от пяти до пятнадцати лет лишения свободы», — говорит Амбарян.
Он указывает, что в деле Болота Темирова также были процессуальные нарушения: журналист сутки был ограничен в свободе как подозреваемый, допрошен в качестве свидетеля, суд признал задержание свидетеля законным.
«Суды не защищают человека, процент оправдательных приговоров по делам о наркотиках стремится к нулю. Суд фактически утверждает обвинительное заключение. Заявления защиты о подбросах наркотиков, отсутствии следов употребления, отсутствии отпечатков пальцев на упаковках, сомнительных методиках проведения экспертиз, провокациях парируются стандартной фразой обвинения: хочет уйти от ответственности», — рассказывает адвокат.
Арсен Амбарян отмечает, что, по его опыту, кыргызские силовики подбрасывают наркотики в первую очередь наркопотребителям.По теме:Задержание Болота Темирова и Болота Назарова. Вся информация в одном материале (коротко)
«В условиях когда институт понятых исключен из УПК, сделать это двум и более сотрудникам милиции во время обыска не представляет особой сложности. Недавно я знакомился с делом, в котором наркопотребителю, который не отрицал этого, подбросили во время обыска в квартире 500 граммов героина стоимостью несколько тысяч долларов. При этом сам потребитель говорил, что с трудом находит деньги на собственное существование. Отсутствие отпечатков пальцев на упаковке, отсутствие следов наркотиков на смывах, заявление о подбросе наркотиков и другие критические нарушения закона в части допустимости доказательств, абсурдность самого обвинения не были приняты во внимание при рассмотрении дела в суде. В результате такой работы борьба с распространением наркотиков в Кыргызстане превратилась в борьбу с людьми — с потребителями наркотиков», — считает адвокат.
По его мнению, ситуацию можно изменить, но для этого потребуется серьезная трансформация соответствующего законодательства.
«Нужно менять, а не переписать (обновить) национальную наркополитику, утвержденную в 2004 году, и программу правительства по этому вопросу. Такие программные документы должны быть современными и реалистичными и учитывать требования Конституции. Проект закона о наркотических средствах должен быть опубликован, а обсуждение этого проекта должно быть публичным», — убежден эксперт.
Для снижения количества случаев подброса наркотиков должен быть установлен эффективный ведомственный контроль, прокурорский надзор за оперативно-разыскной деятельностью, а отдельные оперативно-разыскные мероприятия должны проводиться только под тщательным и по-настоящему независимым судебным контролем.
«Кроме того, очень важно, чтобы общество и СМИ обращали внимание на такие дела. Чтобы соблюдались законы не только когда это касается журналистов, а чтобы эта тема поднималась каждый раз, когда мы видим произвол милиции. Ведь у других людей нет ресурсов для привлечения внимания к своему делу», — говорит Амбарян.
Для этого, по его мнению, нужно транслировать не только победные рапорты милиции о задержании очередного перевозчика наркотиков, но и сделать так, чтобы общество потребовало изменений законодательства, гарантирующего эффективную защиту человека, даже если он оказался один перед десятком сотрудников милиции.
«Необходимо, чтобы доводы о подбросе тщательно проверялись в судебном заседании, чтобы у подозреваемого не отбиралась подписка о неразглашении данных следствия. Когда все это будет прозрачно, мы будем видеть качество и следствия, и прокурорского надзора, и судебных разбирательств. Когда суды станут независимыми, сотрудники милиции будут прекрасно понимать, что любое сомнение будет толковаться судом в пользу обвиняемого. Нужно усиливать процедурные гарантии прав человека, задержанного по подозрению в совершении правонарушения. Нужно создать такую законодательную конструкцию, при которой любые нарушения процедурных гарантий повлечет исключение доказательств. Существующие гарантии недостаточны и не работают», — резюмирует адвокат.
Кроме того, нужно создавать эффективные системы добровольной и бесплатной реабилитации наркозависимых.
«Если человек хранит у себя несколько граммов [наркотиков], он не должен содержаться в тюрьме на бюджетные деньги. В тюрьме должны быть те, кто организует наркотрафик, кто организует производство и транспортировку наркотиков через наши границы. Ведь у нас в стране есть афганские наркотики, но никто не может ответить, каким образом они появились в стране», — указывает Арсен Амбарян.
Зато, отмечает эксперт, власти тратят деньги налогоплательщиков на псевдоборьбу с наркоторговлей и на решение с ее помощью собственных политических задач.
«Возвращаясь к делу Болота Темирова: мы можем подсчитать, в какую сумму обошлось все это двухдневное шоу? В течение почти восьми часов десятки сотрудников милиции, прокурор, следователь, эксперты, транспортировка всех участников, суд, адвокат участвовали в этом шоу. Если подсчитать те деньги, которые затратило государство за эти два дня, возникает закономерный вопрос: а это того стоило?» — задался адвокат риторическим вопросом.